Земля и закон
Государственный земельный надзор как механизм достижения правомерных отношений между правообладателями земельных участков
Как говорится, самый пик в отношениях гражданина с контролирующим земельное законодательство органом власти - визит с проверкой государственного земельного инспектора Росреестра.
Поэтому стоит напомнить, что с 2015 года полномочия госземинспекторов при осуществлении государственного земельного надзора значительно расширены.
Они получили право на административное обследование объектов земельных отношений. То есть, на исследование того, в каком состоянии и каким способом используются земельные участки на основании различной информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, а также информации, полученной дистанционными методами. При выявлении признаков нарушения земельного законодательства, за которые по закону предусмотрена административная ответственность, составляется соответствующий акт. Он послужит основанием либо для проведения внеплановой проверки, либо возбуждения дела об административном правонарушении.
Росреестр наделен полномочиями и по надзору за деятельностью органов местного самоуправления, включая соблюдение требований земельного законодательства при использовании и предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности.
В то же время Росреестр следует курсом Правительства РФ на снижение контрольно-надзорного пресса государства во всех сферах социально-экономической жизни.
В связи с этим нелишне знать, в каких случаях представители органов государственного земельного надзора имеют право проводить проверку соблюдения земельного законодательства.
Земельный кодекс Российской Федерации (п. 5 ст. 71) определяет: должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства.
Плановые проводятся в соответствии с соответствующими ежегодными планами, утвержденными органами госземнадзора.
Внеплановые - в соответствии с п. 6 ст. 71.1 Земельного кодекса в следующих случаях:
- предусмотренных ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства РФ, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность;
- поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.
Следует обратить внимание, что если обращения или заявления не позволяют установить лицо, обратившееся в орган государственного надзора, а также не содержат достаточных данных о нарушении обязательных требований, то такие обращения или заявления не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. И в этом случае должностными лицами Управления может быть проведена предварительная проверка поступившей информации.
К компетенции Росреестра и его территориальных органов относится надзор за соблюдением следующих требований земельного законодательства:
• требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок
• требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность
• требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием
• требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях
• требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности
• требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
• требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
(Пункт 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1).
Обязательным условием для проведения проверки является уведомление о времени проверки по почте. При этом надлежащим уведомлением считается факт своевременного направления уведомления, а не получения его лицом, в отношении которого назначена проверка. Перед началом проверки инспектор обязан предъявить служебное удостоверение и ознакомить с распоряжением о назначении выездной проверки.
Также актуальна информация, какими правами пользуются представители Управления Росреестра по Ивановской области - государственные инспекторы по использованию и охране земель.
Инспектор при проведении проверок имеет право:
- запрашивать необходимые для осуществления госземнадзора сведения и материалы, в том числе документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;
- посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде;
- давать обязательные для исполнения предписания;
- составлять протоколы и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности;
- обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственными инспекторами законной деятельности, а также в установлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства.
Юридические и физические лица, использующие земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, обязаны обеспечить должностным лицам специально уполномоченных органов доступ на эти участки и предоставить документацию, необходимую для проведения проверки. За воспрепятствование и уклонение от проведения проверок установлена административная ответственность.
По материалам Управления Росреестра по Ивановской области.Земля и закон
Государственный земельный надзор как механизм достижения правомерных отношений между правообладателями земельных участков
Как говорится, самый пик в отношениях гражданина с контролирующим земельное законодательство органом власти - визит с проверкой государственного земельного инспектора Росреестра.
Поэтому стоит напомнить, что с 2015 года полномочия госземинспекторов при осуществлении государственного земельного надзора значительно расширены.
Они получили право на административное обследование объектов земельных отношений. То есть, на исследование того, в каком состоянии и каким способом используются земельные участки на основании различной информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, а также информации, полученной дистанционными методами. При выявлении признаков нарушения земельного законодательства, за которые по закону предусмотрена административная ответственность, составляется соответствующий акт. Он послужит основанием либо для проведения внеплановой проверки, либо возбуждения дела об административном правонарушении.
Росреестр наделен полномочиями и по надзору за деятельностью органов местного самоуправления, включая соблюдение требований земельного законодательства при использовании и предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности.
В то же время Росреестр следует курсом Правительства РФ на снижение контрольно-надзорного пресса государства во всех сферах социально-экономической жизни.
В связи с этим нелишне знать, в каких случаях представители органов государственного земельного надзора имеют право проводить проверку соблюдения земельного законодательства.
Земельный кодекс Российской Федерации (п. 5 ст. 71) определяет: должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства.
Плановые проводятся в соответствии с соответствующими ежегодными планами, утвержденными органами госземнадзора.
Внеплановые - в соответствии с п. 6 ст. 71.1 Земельного кодекса в следующих случаях:
- предусмотренных ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства РФ, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность;
- поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.
Следует обратить внимание, что если обращения или заявления не позволяют установить лицо, обратившееся в орган государственного надзора, а также не содержат достаточных данных о нарушении обязательных требований, то такие обращения или заявления не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. И в этом случае должностными лицами Управления может быть проведена предварительная проверка поступившей информации.
К компетенции Росреестра и его территориальных органов относится надзор за соблюдением следующих требований земельного законодательства:
• требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок
• требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность
• требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием
• требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях
• требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности
• требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
• требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
(Пункт 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1).
Обязательным условием для проведения проверки является уведомление о времени проверки по почте. При этом надлежащим уведомлением считается факт своевременного направления уведомления, а не получения его лицом, в отношении которого назначена проверка. Перед началом проверки инспектор обязан предъявить служебное удостоверение и ознакомить с распоряжением о назначении выездной проверки.
Также актуальна информация, какими правами пользуются представители Управления Росреестра по Ивановской области - государственные инспекторы по использованию и охране земель.
Инспектор при проведении проверок имеет право:
- запрашивать необходимые для осуществления госземнадзора сведения и материалы, в том числе документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;
- посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде;
- давать обязательные для исполнения предписания;
- составлять протоколы и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности;
- обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственными инспекторами законной деятельности, а также в установлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства.
Юридические и физические лица, использующие земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, обязаны обеспечить должностным лицам специально уполномоченных органов доступ на эти участки и предоставить документацию, необходимую для проведения проверки. За воспрепятствование и уклонение от проведения проверок установлена административная ответственность.
По материалам Управления Росреестра по Ивановской области.
Как говорится, самый пик в отношениях гражданина с контролирующим земельное законодательство органом власти - визит с проверкой государственного земельного инспектора Росреестра.
Поэтому стоит напомнить, что с 2015 года полномочия госземинспекторов при осуществлении государственного земельного надзора значительно расширены.
|